Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Предстоит огромная многоэтапная работа.
«Мусорная» реформа» призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет предстоит избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.
Одно из основных новых понятий для населения — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. С 1 июля 2019 года региональный оператор начинает работу в Лужском муниципальном районе.
Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов:
-население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домовладений,
-юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Вопросы, которые возникают у населения:
1. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?
Плата за услугу по обращению с ТКО для многоквартирных домов в Ленинградской области установлена в размере 6 руб. 35 коп за 1 кв.м. площади.
По частным домовладениям – 375, 44 руб. в месяц с одного домовладения.
2. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
За отсутствие договоров в соответствии со ст.5.11. 02.07.2003 Областного закона № 47-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрен штраф от 3 до 5 тыс. руб.
3. Если у физических лиц либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)
4. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?
Под обязанностью заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между Региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
5. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»,СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» накопление ТКО может осуществляться путем:
- складирования мусора в мешки в определенных местах;
-вывоз может осуществляться по сигнальному методу (в определенные дни и часы);
- вывоз отходов может осуществляться из индивидуальных контейнеров домовладений
6. Будет ли региональный оператор вывозить несанкционированные свалки? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?
Определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).
Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан:
- уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки.
-собственнику земельного участка дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. .Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, региональный оператор должен убрать отходы и обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
7. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
8. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).
9. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?
По решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с региональным оператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.
10. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?
Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.
При начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
11. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?
На горячую линию регионального оператора – 8 (812) 454-18-18
12. (далее – ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
13. Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.
Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
14. Как определяются категории нормативов накопления ТКО?
В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО. В Ленинградской области данные нормативы утверждены от 03.07.2017г. № 5 Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
15. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО(пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).
Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.
16. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?
На территории МО Ломоносовский муниципальный район региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с 1 ноября 2019 года
17. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.
18. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?
Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).
19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.
Информация для жителей многоквартирных домов по реформе обращения с отходами.
Зачем эта реформа обращения с ТКО?
Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.
Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.
С региональным оператором договор собственник квартиры может заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
С 1 апреля в Ленинградской области стартует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами ТКО начнёт действовать «мусорная реформа», и за весь процесс будет отвечать региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области».
В Лужском муниципальном районе Ленинградской области региональный оператор приступит к оказанию коммунальной услуги по обращению с отходами с 1 июля 2019 года.
— Управляющие компании или ТСЖ теперь не выбирают кто и за сколько денег будет вывозить мусор;
— Плата за вывоз мусора, это теперь не составляющая платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме;
— Вывоз мусора, а точнее «Обращение с твердыми коммунальными отходами», это теперь коммунальная услуга, такая же, как электричество, вода или канализация (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ),
— на территории Ленинградской области установлен тариф на обращение с коммунальными отходами в размере 6,35 руб. за 1 кв.м. площади квартиры и будет указан в квитанции отдельной строкой;
— платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме будет уменьшена.
В соответствии с утвержденным Правительством Ленинградской области графиком в Ломоносовском муниципальном районе осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами с 1 ноября 2019 года будет Региональный оператор по обращению с ТКО — АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области (почтовый адрес 191015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная д.54, лит В),
Горячая линия регионального оператора — 8(812) 454-18-18. |